День крещения руси. День крещения Руси — дата, история, поздравления, стихи, проза, смс 28 июля день крещения руси символы праздника

Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.

Утверждённый на государственном уровне праздник отмечается ежегодно двадцать восьмого июля без предоставления выходного дня. В России дата официально закреплена в законодательстве как памятная с 2010 года, в Украине признана государственным праздником с 2008 года. В обоих государствах праздник приурочен к крещению Руси в 988 году и одновременно ко Дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси.

История праздника

Еще за сто с лишним лет до всеобщего крещения христианская религия уже была известна на Руси. Сначала её пытался распространить князь Аскольд, но потерпел неудачу. Затем Игорь, а позже и Ольга прошли обряд посвящения в православие в Константинополе. Но до правления Владимира язычество преобладало среди населения. Да и сам Владимир Святославич долгое время был язычником, поклоняющимся Перуну.

После становления на престоле князь понял, что для сплочения славянских племен и создания единого государства необходимо что-то общее для всех. Решение нашлось в общем вероисповедании. Посланники князя посетили многие страны с целью изучения религий. В итоге выбор совершался между самыми популярными верованиями: исламом, католицизмом и православием. Летописи гласят, что представители этих религий приглашались на беседы с князем, в ходе которых каждый из адептов пытался склонить правителя на свою сторону. Выбор пал на православие, поскольку храмы Константинополя произвели на бояр самое большое впечатление, а особенности этой религии были признаны близкими по духу.

Но будущий креститель Руси не торопился с воплощением столь грандиозной идеи. Решающим фактором стала женитьба на Анне, сестре императоров Византии. Последние поставили условие: брак должен быть заключен с единоверцем. В итоге Владимир со своим войском принял православие, женился на Анне и вернулся в Киев. Здесь по его приказу разрушили языческие капища и провели обряд массового крещения людей в водах Днепра. Вслед за этим подобные обряды были осуществлены по всей Руси.

До конца Х века Русь была языческой страной, где поклонялись различного рода идолам. И только после поездки святой княгини Ольги, на Руси начали прорастать первые ростки христианства.

Состоялось крещение в 988 году, в период правления князя Владимира. За этот подвиг православная церковь причислила к лику святых, и называет святым равноапостольным князем Владимиром. Среди простой массы народа он получил прозвище Владимир Красное Солнышко.

Князь Владимир был сыном Святослава, которого воспитывала святая княгиня Ольга. Перед смертью Святослав разделил русскую земля на три части, и Владимиру досталось Новгородская земля. Но вскоре, началась братоубийственная война, в ходе которой Владимир вышел победителем, и вновь объединил Русскую землю в единое целое.

Существуют различные версии, почему Владимир выбрал православную веру. Одна из них гласит, что он созвал представителей разных религий и выслушал их. И более всего ему понравилось православное богослужение, и он решил принять православие. Приняв обряд крещения, князь Владимир получил имя Василия. Затем началось крещение всей земли Русской. Распространяя православие, святой князь Владимир приказал строить храмы на тех местах где были капища идолов, чтобы народ быстрее принял новую веру.

На русской земле почитали и любили православные торжества. До революции их отмечали на государственном уровне. В такие дни приостанавливались производственные и сельскохозяйственные работы, и огромной толпой народ валил в церковь. Каждый из праздников оброс многовековыми обрядами и традициями, которые бережно передавались от мудрых отцов и седых дедов к их детям и подрастающим внукам. Отмечаемый с недавних пор 28 июля День крещения Руси не входит в число прославленных и известных религиозных торжеств. Именно поэтому настало время поговорить подробнее об этом празднике.

Дата федерального значения

Людям не столь памятны исторические вехи, сколь интересны рождественские гадания и пасхальные застолья. Но знаменательные этапы формирования русской нации знать необходимо. В 2010 году по просьбе представителей Русской Православной Церкви, действующий тогда президент Д. А. Медведев дал старт новой эпохе. День крещения Руси - 28 июля: история праздника, получившего государственный статус, начала свой отсчёт. С согласия представителей других религиозных конфессий это торжество отнесено к числу знаменательных памятных дат федерального значения. Толчком к подобному событию было желание отдать дань духовному и культурному наследию наших предков.

Владимир Святославич

Крещение Руси, как значимое и яркое историческое событие, произошло в X веке. Точную хронологию тех далёких лет составить не представляется возможным, но дата торжества выбрана совсем неслучайно. И связана она с памятью равноапостольного князя Владимира. Следует рассказать о том, чем была так знаменита эта неординарная личность, и почему провозгласили именно 28 июля Днем крещения Руси.

Данная фигура в истории считается крайне противоречивой, но уникальной. С одной стороны, прозванный в народе Красным Солнышком, князь Владимир - лидер весьма почитаемый, а с другой - характер и поступки его далеко не всегда способны вызывать симпатию и гордость потомков. Он вполне мог остаться в истории кровожадным, свирепым и необузданным политиком, но по ряду обстоятельств стал тем, кого отдалённые потомки вспоминают 28 июля - в День крещения Руси - добрым словом.

Характеристика исторической личности

Если верить летописям, матерью Владимира была простая ключница Малуша, удостоенная внимания великого князя Киевского. Поэтому, являясь наследником могущественного Святослава Игоревича, мальчик был в раннем возрасте отвезён в столицу. Там воспитанием его занялся воевода Добрыня, более известный современным людям не из учебников истории, а из народных сказаний и былин.

Обладая большими амбициями, недюжинным умом и прирождённым коварством, чтобы расчистить себе путь к престолу, Владимир переступил через родного брата. Не гнушаясь в средствах, он завоёвывал и получал хитростью новые земли, стремясь к единоличной власти в государстве. был ярым язычником по воспитанию и убеждению. Однако, состоявшийся в истории 28 июля День крещения Руси, связан с волей именно этой, весьма колоритной личности. После поездки в Византию, которая имела место в 988 году, Владимир сменил веру сам, повелел сыновьям и дружине, а затем и своему народу сделать тоже самое.

О причинах кардинальных перемен

Многие историки полагают, что произошло это событие по политическим соображениям. Единый Бог больше подходил для властителя, чьей целью было объединение государства из разрозненных княжеств. А поклонения многочисленным идолам лишь способствовало разобщению между различными группировками на религиозной почве.

Но, возможно, князь Киевский действительно искренне раскаялся в своём языческом прошлом. Как бы там ни было, с тех пор его народ считается православной нацией. Хотя отголоски идолопоклонства долгое время не были забыты, давая о себе знать вплоть до нынешних времён, несмотря на то, что отмечаемый 28 июля День крещения Руси ознаменовал более чем тысячелетнюю историю христианства.

События летописей и традиции

Крещение наших предков проводилось в массовом порядке в водах Днепра и некоторых других рек, и далеко не всегда по их добровольному согласию. Однако, спустя столетия, подводя итог, возможно сделать вывод, что мера эта была огромным шагом вперёд в продвижении Руси на мировой арене в политическом и культурном плане, оказалась толчком для развития наук, искусств, письменности и зодчества. Христианство освятило семейные узы, а несколько позднее сильно укрепило связи государства с просвещённой Европой.

Строго говоря, 28 июля - крещения Руси - приходится по юлианскому календарю на 15-е число указанного месяца. В это время испокон было принято чтить память Святого Владимира. И так оставалось вплоть до 1918 года, но послереволюционное правительство отменило старые устои, введя новый григорианский счёт числам и месяцам. Указанный религиозный праздник был забыт. А эпохальная дата смены древнеславянской языческой веры была затемнена другими историческими событиями, которые по тем временам казались более важными. Но служители церкви продолжали чтить былые традиции. А в XXI веке об описываемых событиях вновь вспомнили и заговорили.

Эпохальная историческая веха и современность

Переход древнеславянских народностей от языческих обычаев к заветам Христа отмечается ныне не только в России, но и на территории Беларуси и Украины. Торжественную дату в День крещения Руси - 28 июля - мероприятия знаменуют самые разные: церковные, просветительские и культурные. Среди них теперь памятными являются: крёстный ход, массовые крещения, Божественная литургия и колокольный звон. Молодой праздник приобретает всё большую известность, укрепляя в общественном сознании представление об истоках нашей религиозной культуры и традициях предков. Вполне возможно также, что вскоре эта дата станет тёплым семейным торжеством и обрастёт своими традициями.

28 июля Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году — был учрежден не так давно. 1 июня 2010 года. Президент Дмитрий Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В списке памятных дат появился День Крещения Руси. С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь.

Для праздника было выбрано 28 июля — в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере. Существует легенда о том, как Владимир выбирал для своего народа подходящую религию.

Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу православия под впечатлением от рассказов своих посланников, которых он отправил в Константинополь и которые вернулись, пораженные великолепием церковной службы. Исторически Крещение Руси было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало отказа от племенных богов и введения монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, весь европейский мир к тому времени принял христианство. И, в-третьих, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию.

Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли и другие города. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования. Интересно, что на Украине аналогичная дата отмечается с 2008 года. У соседей праздник называется Днем Крещения Киевской Руси-Украины и приходится также на 28 июля.

Давным-давно это было. Наши предки, которые назывались восточные славяне, проживали на территории теперешней Украины и западной России. Были эти племена разрознены, часто враждовали между собой. Правили каждым племенем князья. Самым главным из них был Киевский князь. Его город Киев был самым большим и постепенно вокруг Киева объединились несколько племён. Наступило время Киевской Руси.

В конце X века князем Киевским стал князь Владимир. Он был младшим сыном князя Святослава. Владимира народ называл Красное Солнышко. Это было заслуженным прозвищем. Народ уважал князя за то, что он заботился о своём народе, его безопасности. Его время правления Русью было подлинным расцветом государства.

Одной из заслуг князя Владимира Красное Солнышко было Крещение Руси в 988 году.

До Крещения восточные славяне верили в разных богов: Перуна, Стрибога, Даждьбога, Сварога и других. Каждый их этих богов «заведывал» какой-то частью жизни людей, природными явлениями, стихиями.



Для поклонения этим и другим богам, славяне ставили на площадях священных идолов, устраивали возле них праздники и обряды, приносили жертвы и молились, просили хорошего урожая, удачной охоты или рыбалки. Это называлось язычеством или идолопоклонством.

Князь Владимир был просвещённым человеком, общался с правителями соседних государств и видел, что в Европейских государствах уже нет такой веры как в Руси. Там верили в единого бога - Иисуса Христа. И вера называлась - Христианство.

И решил Князь Владимир ввести в Киевской Руси христианскую веру. Для этого необходимо было уничтожить славянских идолов. Владимир приказал сжечь или утопить в реке прежних богов. По приказу Владимира самого главного славянского бога Перуна сбросили с высокого Днепровского берега в воду.


28 июля князь Владимир вместе со своей семьёй, дружиной и жителями Киева пришёл на берег Днепра. Пришли и христианские свящённики, приглашённые Владимиром в Киев. Они совершили обряд крещения: в воды Днепра они опустили крест - символ христианства и заставили людей раздеться до нижней рубахи и войдя в воду, трижды окунуться с головой. Считалось, что освящённая вода смывает с людей всё зло, очищает их души. Когда торжество окончилось, киевлян объявили христианами. К концу Х века большинство жителей Руси приняли христианство путём крещения водой и крестом.


Новая религия не сразу утвердилась в обществе. Язычество тесно переплелось с христианством, оставшись в таких народных праздниках, как Масленица, Красная Горка, праздник Ивана Купалы и других. Крещение Руси не везде проходило мирно. Жители городов протестовали против новой религии и тайно поклонялись идолам.

Всё это было так давно, что сейчас, многие не знают, например, какой праздник Масленица, языческий или христианский?

Значение Крещения Руси для государства было огромным. Укрепились контакты с другими христианскими государствами Европы. Это были и торговые контакты и культурные. Русь начала торговать с соседями, в Киев приезжали европейские художники и зодчие. Они построили и украсили первые христианские храмы в Киеве и других городах.

Греческие и болгарские священники, приглашённые Владимиром, привезли книги церковного и светского содержания. Они служили первые православные службы в храмах, переводили священные книги с греческого языка на старославянский, учили прихожан понимать Священное писание и Библию.

С принятием христианства начался расцвет древнерусской культуры, народ получил единого бога и единого правителя, что позволило укрепить государственность в Киевской Руси и развиваться государству как христианскому, полноправному члену христианского сообщества в Европе.